И назвал я его ONG...


Меня часто спрашивают: почему я называю усилители, которые создаю для себя "ONG" ?
- Это буквы с моего позывного.

 

...создатель усилителя должен прислушиваться
прежде всего к самому себе и своему усилителю,
а не к справочникам и авторитетам.
Сусуму Сакума

 

Осень и начало зимы в этом году протекали как обычно. День сменял ночь, ночь день и ничего не предвещало обратного. Обитатели палаты «лампы и навсегда», лечебницы «Аудиопортал», невзирая на запреты врачей, друзей, жен, детей, собак и других сочувствующих и несочувствующих (которые, когда «больного» не было рядом, часто крутили пальцем у виска), каждый вечер собирались вместе, дабы обсудить темы, понятные только им самим.

Посторонний, случайно забредавший в их комнату, и слыша странные слова вроде, «напряжение, смещение, транс, катод, анод и прочее», некоторое время пытался вникнуть в этот специфический бред, но, так и не постигнув его тайный смысл, в спешке удалялся. Неизлечимые ужж давно свыклись друг с другом, знали характер друг друга, хотя и среди них периодически вспыхивали споры, но неподогретые извне, быстро стихали, и жизнь шла своим чередом.

Но в этот день все пошло наперекосяк. Обсуждалась тема про усилители, что дескать всё, чем они занимаются, детские шалости, буйства маловато, а вот есть такой крутой, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Весит это сооружение как два человека, а звук такой, кто его услышал, навсегда остался околдован, а называется он «Маэстро Гроссо» и сделал его господин, по фамилии Макаров. Каждый, неторопясь, делился скудными сведениями, как вдруг от стены отделился некто в маске и черном плаще и, представившись Визардом (или Волшебником) стал рассказывать такие подробности о «Гроссо», что присутствующие затаили дыхание. Вся палата впала в эйфорию, многие стали понимать, что это он и есть, Макаров, бескомпромиссный революционер Хай-Энда, Чегивара лампового звука!

Я давнишний пациент палаты «лампы и навсегда», переделал на своем веку кучу ламповых усилителей, тем более с комплектующими проблем никогда не было, поначалу скептически отнесся к «сказкам Визарда». Уж больно необычны были массо-габаритные характеристики его устройств. Здравый смысл и опыт говорили, что незачем делать все настолько громадным, итак обычный вариант имел приблизительно пятикратный запас по мощности. И все бы ничего, но если человек увлечен, если он ищет, если он творит, то словосочетание «здравый смысл», построенное прежде всего на компромиссе, не имеет для него такое уж важное значение, как, например, в жизни обычных людей.

Тема, как всегда, потихоньку затихла, и все вернулись к своим повседневным заботам, но мысль внутри жила и росла, а чувство верило, что есть в этих, сказанных Макаровым словах, нечто, не дающее успокоиться на достигнутом. Для меня важнее всего звук, и поэтому желание попробовать и проверить на себе, не оставляло ни на секунду. И вдруг удача, на горизонте появились выходные трансформаторы примерно нужных габаритов. Еще день и они у меня. Вес что надо. Каждое произведение советского техноискусства тянет на 15 кг.

Сделано на совесть. Единственный нюанс, который не стал препятствием, трансформаторы не разборные и только для двухтактного усилителя.

 

 

Наконец-то долгожданный процесс пошел. Отработка схемы заняла примерно месяц.
Для выходного каскада полностью подошла лампа ГМИ6, для драйвера 6Н12С.

 

Усилитель сделан с фиксированным смещением ламп выходного каскада. Сигнал с СиДи проигрывателя (регулятор громкости, ALPS, вставлен в СиДи проигрыватель), поступает на сетку левого триода лампы 6Н12С, снимается с его анода на управляющую сетку лампы выходного каскада и одновременно через делитель напряжения поступает на сетку правого триода 6Н12С, переворачивается по фазе и поступает на управляющую сетку второй лампы выходного каскада. Выбор данной схемы фазоинвертора обусловлен лично моим пристрастием. Сигнал на сетки ламп выходного каскада поступает через разделительные конденсаторы типа МКВ.

Сделал фото конденсаторов, чётко видно 3 разных штампа ОТК.


Транс, диоды FR 207, шунтированные СГМ, дроссель 10Гн. Ёмкостями заполнял всё свободное пространство, в общей сложности, на данное время 2000 Мкф, на канал.
Почти каждый день пытался ещё втиснуть.
Конденсаторы самых разнообразных марок, такой слоённый пирог получается.
Никаких “шаманских наворотов” в схеме нет. Чистая классика.


Конструкция выполнена в виде моноблоков, причем вес каждого 33 кг, всего усилителя, соответственно, 66кг. Для моей акустики идеально подошел двухтакт с ООС, и если это кому-то покажется странным, или, как нынче говорят «некошерным», мне глубоко по барабану. Для меня главное Звук. А Звук поражает!


Роджер Уотерс не просто поет, он рассказывает о своем, наболевшем, сидя совсем рядом, в соседнем кресле, его душа говорит с моей. Пространство расширилось, и каждый диск входит в комнату со своей панорамой, и увеличивает ее до размеров зала. Слушаешь не музыку, а мысли композитора и то, о чем он хотел поведать миру. Бывший у меня в гостях друг был настолько в шоке от услышанного, что долго жал мне руку, и выражал благодарность.

 

 

 

Итак, резюме:

Идея использования и благотворного влияния на звук Большого трансформатора, полностью подтвердилась, так же, как и использование такого же энергоемкого блока питания, за что огромнейшее спасибо Юрию Макарову, и если раньше смотрел на все с долей иронии, то теперь проникся большим уважением к этому человеку.

 

Что дальше? Концепция работает! Теперь только вперед, останавливаться рано, это была лишь проба сил, копим энергию для следующего рывка, покой нам только снится.

Ищу Железо бОльшего размера !!!


Добавил:  Павел (Admin)  [email protected] | 

Автор:  В. Пронин (ua1ong)  Рейтинг@Mail.ru