| ||||
Установка АС
| ||||
|
Место для прослушивания должно располагаться так, чтобы твитеры АС (ВЧ динамики) находились на одном уровне с вашими ушами (см. рис. 1). Правильное расположение по высоте позволяет добиться более четкой локализации звучания. Очень резко улучшится звучание полочных АС в области баса, если их установить на специальные засыпные стойки. Напольные АС обязательно установите на шипы. Установите АС так, чтобы расстояние между ними и
местом прослушивания было одинаково (см. рис. 2), то есть чтобы
получился равносторонний треугольник, или чуть дальше. Изменяя угол расположения АС (см. рис. 3) можно
значительно улучшить локализацию звучания. Разверните АС носками
внутрь и установите их так, чтобы исходящие от АС оси пересекались
на некотором расстоянии прямо перед вами. Как - бы поймайте звук в
фокус. Установите ваши АС подальше о стен и углов, насколько
позволяют возможности. Как писал А. Лихницкий (А/М №4 2001). Повлиять на низкочастотный подъем мы не в состоянии. Удаляя громкоговоритель от стен и пола, мы только понизим частоту, с которой этот подъем начинается. Но у нас есть возможность свести к минимуму провал. Для этого размеры X, Y, Z и 0,5d (см. рис. 4) следует выбрать не равными друг другу. Возникает вопрос, что означает не равные? Ответ лежит на поверхности. Нужно компенсировать седловину, образующуюся из-за взаимодействия громкоговорителя с одним мнимым источником, нечетким максимумом, который возникает и результате взаимодействия этого громкоговорителя с другим мнимым источником. Такую компенсацию полезно сделать в каждой паре взаимодействующих источников звука. Как видно из рис. 4, для такой компенсации нужно среди размеров X, Y, Z и 0,5d, произвольным образом взять две пары и затем установить в каждой из них отношение размеров равное 1,7. В комнате прослушивания такое соотношение может быть без затрат определено (см. рис. 5). После того как громкоговорители установлены в
рассчитанное положение, свободное соотношение между размерами X и Y
(или Z и d) желательно уточнить по результатам измерении общей
мощностной АЧХ громкоговорителей, а еще правильнее - основываясь на
оценке характера звучания басовых нот контрабаса и литавр. И последнее, хочу описать точку зрения А. Лихницкого, о местонахождении слушателя в комнате прослушивания. Слушатель должен находиться на равном расстоянии от громкоговорителей стереосистемы, причем угол между ними (с вершиной у его головы) должен составлять от 50 до 70°. Кроме того, он обязательно должен быть в зоне баланса амплитуд четных и нечетный, продольных, аксиальных стоячих волн. Сразу замечу, что этого баланса вы не получите, если попытаетесь расположиться в центре комнаты, так как там могут быть только нулевые амплитуды (узлы) нечетных стоячих воли. Требуемый баланс нужно искать, отступив от центра комнаты на расстояние, которое составляет 10 - 15% ее длины. Проще всего место этого баланса искать на слух. Проиграйте через аудиосистему запись органной музыки, и, двигая кресло, в котором вы сидите, взад и вперед, добейтесь приемлемой артикуляции и легкости звучания баса. И главное, не ставьте между АС стойки и тумбочки, если у вас все таки стоит стойка, то выдвиньте АС вперед или подвиньте стойку к стене. Николай Романов. Литература: “Комната прослушивания - рекомендации по проектированию” А. Лихницкий. А/М №4 2001.
Добавил: Павел (Admin) ![]() Автор: Николай Романов Вас может заинтересовать:
|
|||
| ||||
|